Министерство образования Республики Беларусь Минский городской исполнительный комитет Дистанционное обучение в системе MOODLE

Смешанное обучение



Смешанное обучение








Технологии обучения
Blended Learning: переход к смешанному обучению за 5 шагов


28 октября 2013 г. 12:21 3,923 0





5


Исследователи образования, преподаватели и методологи активно работают над совершенствованием процесса передачи, получения и усвоения знаний. Модель eLearning пока несовершенна, а традиционное образование уже не слишком актуально. Возможно, истина в Blended Learning.

Что такое Blended Learning?

Blended Learning, или cмешанное обучение – это образовательная концепция, в рамках которой студент/школьник получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии.



Модель не предполагает радикального отказа от B&M образования, поскольку очное образование дает важные речевые и социокультурные навыки. Таким образом, смешанное образование становится подходом, который учебные заведения могут применять «здесь и сейчас», в реалиях обычной школы или института, актуализируя образовательный процесс. Тут надо уточнить: Brick and Mortar («кирпич и раствор»), B&M – англоязычная идиома, обозначающая нечто устоявшееся и традиционное. В контексте образования Brick and Mortar Education означает традиционную модель очного обучения.





Blended Learning, как в блендере, смешивает традиционное Brick and Mortar Education и eLearning, то есть электронное обучение.




Школьник/студент посещает «живые» занятия в классах, но при этом широко используются и так называемые Computer-Mediated Activities, то есть медиатором образовательной активности выступают компьютер, онлайн-режим, мобильные девайсы и специальные обучающие программы/платформы/ресурсы.

Образовательная парадигма Blended Learning применима к разным аудиториям: это может быть обучение школьников и студентов, а могут быть тренинги и корпоративное обучение сотрудников.

Зачастую употребляются такие синонимы Blended Learning, как Blending Learning, Hybrid Learning (гибридное образование), Technology-Mediated Instruction (наставление через технологии), Web-Enhanced Instruction (веб-расширенное обучение) и Mixed-ModeI Instruction (обучение в смешанном режиме).



Краткая история Blended Learning

Фактически концепция Blended Learning существовала уже в XX веке, в 60-х годах, но терминология была впервые предложена в 1999 году в пресс-релизе американского Interactive Learning Center, который решил сменить название на EPIC Learning. В медиаматериалах говорилось: «… Мы начинаем предоставлять программное обеспечение для обучения через Интернет, используя собственную методологию Blended Learning».

Трактовки термина значительно разнились, пока в 2006 году не вышла книга авторов Бонк и Грэм, которые уточнили, что смешанное обучение подразумевает микс образования «лицом к лицу» и через компьютер. В наши дни под Blended Learning подразумевается объединение возможностей Интернета и цифровых медиа с образованием в классах.

Известно, что этот подход применялся в авиационной индустрии для контроля знаний и затраченного времени. И если в 80-х Boeing практиковала Blended Learning с помощью компакт-дисков, то в наше время подход реализуется онлайн, через синхронные и асинхронные вебкасты, трансляции и записанное видео.
Как реализуется Blended Learning?





Blended Learning стоит на трех китах: дистанционное обучение (Distance Learning), обучение в классе (Face-To-Face Learning) и обучение через Интернет (Online Learning).




Ученики периодически посещают занятия в классе, получают домашние задания для работы в особой программе или на онлайн платформе, в медиатеке и тест-модулях. Дистанционная работа над темой может проводиться индивидуально и с группами учеников. При этом учитель частично контролирует и при необходимости консультирует их.

Основная задача преподавателя – грамотно составить курс и распределить учебный материал. Необходимо решить, что нужно проходить в классе, что можно освоить, изучить и решить дома, какие задания подходят для индивидуальных занятий, а какие – для групповой работы над проектом. Предполагается, что базовый курс преподается на очных занятиях, а расширенный и углубленный осваивают в процессе дистанционного и онлайн обучения. Важно, чтобы занятия Face-To-Face проходили в форматах защиты проектов, презентации или дискуссии между учениками/студентами или с преподавателем. Дистанционный блок должен содержать проекты для работы в группе, творческие, лабораторные и практические задания, справочные материалы и ссылки на дополнительные материалы в Сети, промежуточные и проверочные тесты, а также задания повышенной сложности для одаренных учеников. Проверка знаний должна проводиться не только онлайн и на специальной обучающей платформе, но и в классе.


Преимущества и недостатки подхода

Достоинства Blended Learning. Сторонники подчеркивают два главных образовательных преимущества этого подхода: возможность сбора данных и кастомизацию знаний и оценок.

Третье преимущество Blended Learning состоит в том, что один преподаватель может обучать много людей одновременно. Смешанное обучение позволяет преподавателям перераспределить ресурсы и повысить успеваемость. Это предположение было успешно проверено в школьной сети Rocketship Education в американском городе Сан Хосе (известно также, что Blended Learning практикуют Nexus Academy и Clayton Christensen Institute).




Среди преимуществ Blended Learning особо подчеркивается следующее: встраивание технологии асинхронной интернет-коммуникации в «живые» образовательные курсы способствует получению одновременно независимого и совместного учебного опыта. Замечено, что использование информационных и коммуникационных технологий улучшает отношение к получению знаний, а также качество коммуникации между учениками/студентами и преподавателями. Кроме того, исследование Александра МакКензи, проведенное в 1998 году, показало, что учащимся легче оценивать свое понимание материала с помощью компьютерных модулей оценки.

Если говорить о конкретных предметах, то считается, что Blended Learning особенно эффективно в обучении иностранным языкам, поскольку оно предполагает и потребность в живом общении, и необходимость в онлайн чтении, просмотре роликов, визуальном «заучивании» слов, привнесении игрового момента и интерактивности, способствующих запоминанию.








Blended Learning учит организовывать и планировать работу самостоятельно, независимо получать и анализировать знания, искать и отбирать информацию, принимать решения, формировать навык презентации проектов, заниматься самообразованием.




Недостатки Blended Learning – другая сторона достоинств этого подхода.

Это неравномерная ИТ-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов. Зачастую препятствием для внедрения этого подхода становится низкий уровень владения технологиями, поэтому для преподавателей и учеников необходим технологический ликбез, а также обучение работе со школьной Blending Learning-платформой. Еще один «тормозящий» фактор – смешанное обучение требует техподдержки и определенных затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей.
Создание Blended Learning-программы: 5 шагов





Определите цель

Смешанное обучение – это технологии, затраты, определенная «настройка» учеников и преподавателей. Это масштабное внедрение в образовательный процесс, и оно должно быть не данью моде, а решением конкретной задачи. Такой задачей может быть: повышение общей успеваемости, уровня образования или технологической грамотности; автоматизация оценки; формирование особого мировоззрения, предполагающего самостоятельность и умение учиться.





Найдите ресурсы на софт, материалы, школьный Wi-Fi и разработку программы обучения

Варианты: дотации, гранты и реструктуризация трат в образовательном учреждении. Например, вместо покупки дорогих книг можно приобрести менее дорогой, но не менее качественный Digital-контент. Работая в классах и «физических» лабораториях, студенты могут использовать виртулабы по физике или химии, перенося знания в реальную среду. Это помогает создать связи между знаниями и действиями в реальности. Главное – чтобы реализации смешанного обучения не мешали такие тривиальные вещи, как отсутствие Wi-Fi в классе. Blended Learning также предполагает работу в режиме конференц-связи и проведение вебинаров / просмотр готовых вебинаров. Затраты можно существенно сократить, грамотно используя бесплатный контент.


Читайте также: «Виртуальные лаборатории для дистанционного обучения, вузов и школ» и «Виртулабы 2: биология, анатомия, хирургия».








Выберите модель Blended Learning

Существует 6 моделей Blended Learning с разными акцентами, потребностями и объемами затрат. Выберите оптимальную.
Face-to-Face Driver («Драйвер – очное образование»). Учитель лично дает основной объем образовательного плана, по мере необходимости вкрапляя онлайн обучение как вспомогательное. Эта модель зачастую включает в себя классную и лабораторную работу на компьютерах.
Rotation Model («Ротационная модель»). Происходит ротация расписания традиционного очного образования в классе и самостоятельного онлайн обучения в личном режиме (например, через Интернет по плану ссылок, составленному преподавателем; в школьной blended-программе; на специальном сайте).
Flex Model («Гибкая модель»). По большей части используется онлайн платформа, учитель поддерживает учеников по мере надобности, время от времени работает с небольшими группами или с одним учеником.
Online Lab («Онлайн лаборатория»). Онлайн платформа используется для передачи всего курса на занятиях в классе. Происходит такое обучение под присмотром преподавателя. Такая программа может сочетаться с классической в рамках обычного школьного расписания.
Self-Blend Model («Модель "Смешай сам"»). Студент решает, какие из Brick and Mortar-курсов ему необходимо дополнить удаленными онлайн занятиями.
Online Driver Model («Драйвер – онлайн обучение»). В основном эта модель предполагает обучение онлайн – через платформу и удаленный контакт с преподавателем. Однако опционально или по требованию могут быть добавлены проверочные очные занятия и встречи с преподавателем либо ментором.





Составьте программу

Необходимо проанализировать и тщательно подготовить программу.
Распределить материал курса/учебного года для очной, дистанционной/онлайн частей.
Понять, что можно усовершенствовать с помощью современных технологий и программ. Например, для преподавания астрономии уже давно есть роскошные интерактивные 3D-симуляторы.
Установить временные рамки для каждой темы и определить ритм работы. Необходимо понять, в какой последовательности и как часто дистанционное самостоятельное обучение сменяется очными занятиями с «живыми» дискуссиями.
Разработать или перевести в цифровой формат массу материалов: «упаковать» занятия, составить «лабораторки», сформировать проверочные тесты, «залить» материалы для раздачи, составить медиатеку, записать ролики, подготовить презентации и т. д.
Выбрать онлайн ресурсы и вспомогательные программы, которые будут задействованы в обучении (например, виртуальные музеи).


Читайте также: «Виртуальные музеи: Google Cultural Institute».
Создать программу для обучения (софт), если позволяет бюджет. Если не позволяет – адаптировать под свой учебный план онлайн сервисы для командной работы и управления проектами. Архангельский государственный технический университет и Московский физико-технический институт (МФТИ) так и делают.


Читайте также: «3 русскоязычных сервиса для управления проектами и командной работы».





Обучите онлайн преподаванию. Установите правила

Нет правил – нет организованного процесса. Правила могут выглядеть, например, так: «преподаватель принимает на себя обязательство отвечать на письма учеников/студентов в течение 24/48 часов». Преподавателям также необходимо осознать, что смешанное образование не устраняет из процесса их авторитет и не превращает их в «операторов» образования. Они остаются ключевыми мотивирующими фигурами. В рамках Blended Learning учителям необходимо быть на «ты» с eLearning программой/платформой, активно пользоваться Интернетом, владеть интерактивными технологиями и вести блоги.




Что касается правил для учеников, потребуется четкий регламент, чтобы обучение оставалось сбалансированным. К примеру, «посещение очных занятий и сдача онлайн тестов строго обязательны». Необходимо сочетание самостоятельности и работы в своем темпе с пониманием, что отставание по предмету автоматически обязывает чаще посещать очные занятия.


Blogger Templates